О системном подходе при ремонте автомобиля

Работа диагноста бензиновых и дизельных двигателей связана с постоянным изучением принципов действия тех или иных узлов.

В этой работы нет категоричных разделов физики: электротехника, гидравлика, термодинамика, механика и др., где достаточно знать один – например электротехнику. Реальные машины работают на грани этих разделов и подход к их ремонту должен быть системным, учитывая даже экономическую составляющую. Я полтора года работал диагностом в крупном автосервисе Москвы с площадью в 2000 м2, большим количеством слесарей и кузовных специалистов. Естественно, что в таком большом сервисе следить за работой отдельно взятого исполнителя никто не будет. Но когда после сборки двигатель не запускается или работает с перебоями, вопросы начинают задавать диагносту – мол иди и разбирайся. Неоднократно приходилось доказывать, что проблема в неправильной сборке.

Нечто похожее получилось и с очередным нашим клиентом. Обратился к нам хозяин автомобиля Toyota Estima Emina 1999 года выпуска с дизельным двигателем с ТНВД распределительного типа. Проблема заключалась в том, что прогретый двигатель не запускался. Утром, когда двигатель холодный все прекрасно, но стоит ему прогреться, то заглушив его — запустить получится только когда он снова остынет.
Электронные системы управления в 1999 году, когда был выпущен этот автомобиль, только набирали обороты и значения показателей работы двигателей мы здесь увидеть не сможем. Вся диагностика на подобном авто заканчивается блинк-кодами – миганием лампочки чек, обозначающей код ошибки. В основном этот код будет характеризовать обрыв электрической цепи. Но в данном случае и подобных кодов не было. Это существенно осложняет установление причины неисправности. В подобных случаях сервисы стараются не связываться с авто, так как времени на поиск причины уходит, как правило, много, а клиенту сложно объяснить, что оплата за ремонт коррелирует с потраченным временем. Выгоднее за это время поменять лампочки, предохранители, колодки и заработать, чем потратить уйму времени и возможно так и не найти проблему.

Мы объяснили клиенту, что мы не сможем быстро починить его автомобиль, поскольку проблема не на поверхности. Сказали, что таким ремонтом мы можем заниматься, только в моменты, когда станция менее загружена и ремонт может затянуться на неделю или более. Многие клиенты не готовы оставить машину в серсвисе на неделю, им нужно решить вопрос здесь и сейчас, но в данном случае хозяин авто неоднократно обращался в разные автосервисы и был готов оставить машину. Клиент сказал, что его авто смотрели и электрики и топливщики, но проблема так и не решена. Электрики говорят проблема в топливной аппаратуре, топливщики – наоборот, в электрике.
Увидев адекватность и готовность клиента ждать несколько дней, мы взялись за работу. Измерив врукопашную определенный список параметров мы тоже пришли к выводу, что топливная не идеальна, но авто с ней должен без особых проблем запускаться (давление ТНВД создает в «стенку» свыше 400 bar, топливщики правы). Электрических неисправностей, как отмечено выше, тоже не обнаружено. Все клапаны, свечи накаливания, и датчики исправны (электрики также правы). К механике двигателя после замера компрессии также вопросов не осталось (компрессия 30 +- 0,5 bar). На все это ушло 4 дня с разными перерывами. Если все хорошо, то чего не хватает для запуска? И мы начали чесать голову 🤔.

О системном подходе при ремонте автомобиля

Ответ не заставил долго себя ждать – значит, топливо подается не точно в нужный момент. Далее пришлось лезть и проверять метки на приводах ГРМ и ТНВД. Учитывая особенность расположения двигателя (в салоне авто), данная работа опять же заняла полдня работы слесаря. Хотя ремень ГРМ был относительно в хорошем состоянии, но метка на ТНВД не совпадала на пол зуба и, следовательно, отрегулировать ремнем это расхождение не представляется возможным. Да, это немного, но все же это расхождение вносит свое отрицательное воздействие. Вооружившись осциллографом, в скором времени мы это подтвердили (см. рис.). После регулировки ТНВД на момент впрыска проблема ушла! Дело в том, что на этих двигателях ещё существует тонкая регулировка ТНВД его поротом относительно оси. Через неделю после того как отдали машину, мы связались с хозяином, и он подтвердил запуск двигателя на горячую все это время и поблагодарил нас за то, что мы не стали отправлять его к топливщикам .

Данный дефект ещё раз подтверждает, что недостаточно быть просто автоэлектриком или просто топливщиком чтобы его найти. Нужно «немного» понимать и того и другого. Всем удачи!🚘