Диагностика работы термостата

Многие автовладельцы в морозные дни зимы ловят себя на мысли — что-то двигатель долго прогревается и воздух из печки вроде бы дует слабо теплым. Часто эти наблюдения субъективны и рождаются скорее просто из-за резкого понижения температуры. Но бывает, что в системе охлаждения двигателя действительно имеется неисправность. Одна из частых неисправностей системы охлаждения – это некорректная работа термостата.

В данной статье мы изложим методику проверки работы термостата, которую может применить простой автолюбитель. Описание методики проведем на конкретном автомобиле клиента «Volkswagen Tiguan», который приехал к нам с жалобой на то, что в салоне автомобиля холодно.

Необходимо заметить, что диагностические манипуляции нужно проводить после того, как двигатель остынет, чтобы поймать момент открытия термостата и установить реальную температуру двигателя при этом. Часто термостаты клинят в одном из своих положений, что также можно определить использую данную методику.
Неисправность в данном автомобиле подтверждается наличием кода в блока двигателя (рис). Но обозначить реальную причину неисправности в данной ситуации блок не может, т.к. термостат не имеет электрического контроля. (И не могут многие диагносты! ) Блок этим кодом просто говорит, что мол смотри систему охлаждения, мне не нравится её поведение.

Далее мы начинаем прогревать двигатель. Очевидно, что пока температура двигателя ниже температуры открытия термостата, охлаждающая жидкость должна циркулировать по малому кругу и патрубки соединяющие рубашку двигателя с радиатором должны оставаться холодными. Вернее сказать, что в зависимости от конструктивного расположения термостата в двигателе верхний патрубок может немного нагреваться, но нижний однозначно должен быль холодный. Именно по температуре нижнего патрубка и выносится вердикт по работе термостата.

Данный автомобиль имеет кроме датчика температуры охлаждающей жидкости (Coolant Temperature), еще датчик температуры охл. жидкости на выходе из радиатора (Radiator Outlet Temperature), что очень удобно для диагностики.

На рисунке ниже видно, что температуры в двигателе и на выходе из радиатора до запуска примерно равны. По мере прогрева, температура двигателя растет, но нижний патрубок остается холодным, что указывает на закрытый термостат.

После достижения 70 градусов, на данном авто температура на выходе из радиатора стала резко расти. Таким образом, можно сделать вывод, термостат открылся на 70 градусах.
Автомобиль оснащен турбированным двигателем с непосредственным впрыском и температура открытия термостата на этом двигателе должна быть в районе 95 градусов. Можно сделать вывод, что термостат неисправен и требует замены.
Чтобы подтвердить данное утверждение – был совершен пробный заезд на автомобиле с контролем температуры двигателя. Во время всего катания температура находилась в пределах 70-72 градусов и более двигатель прогреть нам не удалось.

Применяемый нами инструмент в виде сканера, можно не использовать. Да и далеко не во всех автомобилях есть датчик температуры охлаждающей жидкости на выходе. Но достаточно руками задеть патрубки на радиаторе и станет ясно есть циркуляция жидкости или нет. Сравнивая момент начала циркуляции с примерной температурой двигателя, например по датчику температуры на панели приборов, можно предварительно сделать вывод о корректной работе термостата.
К слову, термин — система охлаждения двигателя призвана не только не давать двигателю перегреваться, что следует из дословного названия этой системы, но и поддерживать рабочую температуру не ниже 80 -115 градусов в зависимости от двигателя